В конце 90-х годов немногочисленные поисковики того времени обратили внимание на Google, который предоставлял качественную выдачу практически по всем запросам пользователей. Секрет заключался в том, что Google уделял внимание не столько содержимому сайта, сколько его авторитетности. Этот показатель определялся рядом факторов, среди которых особое место занимали внешние ссылки на сайт. Взяв на вооружение находку Google, другие поисковики сумели быстро подтянуть качество своей выдачи, положив начало ссылочному продвижению.
Поисковые системы ставили своей целью донесение до пользователей информации, релевантной его запросу. Получив ответ на свой вопрос, пользователь уже сам мог рекомендовать сайт другим участникам сети, поднимая его в глазах поисковиков. Этим воспользовались SEO-оптимизаторы, дав начало массовому созданию сайтов-площадок для ссылок. Большинство ГС, «проживающих» сейчас на задворках поисковой выдачи, были созданы только для обеспечения ссылочной массы.
Яндекс активно работал над совершенствованием выдачи — алгоритмы ранжирования становились сложнее, одни факторы теряли ценность, другие набирали. Оптимизаторы тоже не стояли на месте, активно выискивая новые и новые возможности манипулирования выдачей. Когда отечественному поисковику удавалось избавиться от части ГС, их место занимали новые. Борьба могла продолжаться вечно, но 5 декабря Яндекс ударил по самой сути ссылочного продвижения — он заявил об отказе от ссылок как фактора ранжирования.
Анонс и реакция сообщества
Выступая 5 декабря на конференции IBC Russia 2013, Александр Садовский объявил о скором переходе Яндекса на обновленные алгоритмы ранжирования, где ссылочный фактор учитываться не будет при работе с коммерческими запросами. По словам Садовского, в связи с активным развитием бирж по продаже ссылок само наличие внешних ссылок больше не является показателем качества ресурса, а значит, нет оснований использовать его при ранжировании. Изменения пока будут локальными — технологию протестируют в Москве, а затем, если результат окажется удовлетворительный, обновят и региональные движки.
Реакция сообщества была предсказуема — количество паникеров и проклинающих «Яндекс» вебмастеров выросло в разы. Появилось множество призывов игнорировать отечественную компанию и переходить к «серьезным игрокам» вроде Google. Яндекс назвали убийцей SEO и самым жадным поисковиком. Последнее обвинение возникло не случайно — в свете грядущих изменений Яндекс.Директ выглядел действенной альтернативой. Он мог помочь сайтам, ранее опиравшимся на ссылки, сохранить позицию в выдаче, оставшись хотя бы в рекламном блоке.
Вебмастеры также поинтересовались, пробовал ли Google сделать выдачу независимой от ссылочного фактора. Мэтт Катс, ведущий инженер американского гиганта, рассказал, что подобные опыты действительно проводились, но безуспешно. Выдача, лишенная «поддержки» в виде ссылочного профиля сайта, сильно проигрывала прежней, поэтому тестирование свернули. Google сосредоточил свое внимание не на исправлении алгоритмов, а на санкциях в отношении клиентов бирж ссылок — многочисленные пессимизации сайтов в конце 2013 года показали, что здесь есть, над чем работать.
«Черный» день «черного» SEO
Активация новых алгоритмов произошла 12 марта 2014 года на конференции «Неделя Байнета» в Беларуси. Александр Садовский пообещал, что уже к концу дня изменения заметят все пользователи Яндекса, работающие с московским регионом по коммерческим запросам. Ссылочный фактор перестал быть актуальным для продавцов электронной и бытовой техники, одежды, аксессуаров, недвижимости. Та же участь постигла сферы красоты и здоровья, туризма и отдыха, юридических услуг и разработки сайтов.
Первые сообщения об изменениях появились спустя несколько часов. Вебмастера доложили о существенных прыжках своих сайтов по ряду запросов и соответствующих изменениях в трафике. Немало жалоб пришло и от обычных пользователей — выдача по некоторым запросам оказалась сильно устаревшей, а по другим — вообще нерелевантной. Возникли также проблемы с многократным вхождением в выдачу одних и тех же сайтов — один домен мог появиться до 5 раз на странице. Персонализация выдачи стала более заметной — один и тот же запрос у разных пользователей давал различные результаты. В некоторых случаях даже простое обновление страницы приводило к изменениям в позициях сайтов.
Столь «бодрый» старт обеспечил очередной всплеск панических заявлений вебмастеров и ненависти в адрес Яндекса. Появились отзывы о проседании сайтов других тематик, официально не включенных в группу бессылочного ранжирования. В то же время нашлось немало вебмастеров, чьи сайты оказались под «волной» новых посетителей. Рост посещаемости некоторых ресурсов превысил 1000%, что привело к временному отключению сайтов из-за перегрузки.
Кто виноват? Что делать?
Оценить последствия изменений, произошедших в Яндекс.Поиске, пока невозможно. В ближайшие месяцы компания будет решать многочисленные ошибки и проблемы с выдачей, исправляя неточности регулировкой влияния других факторов ранжирования. Сейчас же вебмастерам, занятым в коммерческой сфере, лучше сосредоточить своё внимание на других аспектах:
- Перераспределение бюджетов.
Освободившись от необходимости покупать ссылки, вебмастер может пустить освободившиеся ресурсы на улучшение сайта и покупку рекламы в Яндекс.Директе. Первое позволит нарастить юзабилити и лояльность уже имеющихся клиентов, которые самостоятельно будут продвигать сайт среди друзей, а Я.Директ позволит попасть на страницу результатов поиска.
- Поведенческие факторы стали еще актуальнее.
Яндекс признался, что ценность ссылочного профиля сайта при ранжировании постепенно снижалась на протяжении всего 2013 года. Таким образом, ранжирование происходило на основании других 800 факторов, в том числе — поведенческих. Сегодня они остались единственной открытой возможностью продвижения в Яндексе, а значит, юзабилити сайта и пользовательский опыт выходят на первый план.
- Ссылки не стали помехой.
Отмена ссылочного фактора Яндексом не говорит о том, что его конкуренты последуют тем же путём. Отказываться от уже имеющихся ссылок не имеет смысла — они не мешают, а лишь не учитываются отечественным поисковиком.
Чего ждать в будущем?
Усиление конкуренции в Директе может стать серьезной проблемой для малого бизнеса. Тягаться с гигантами в стоимости показа и клика невозможно, догнать «старшего брата», пользующегося брендом для наращивания поведенческих факторов, тоже. Если раньше закупка качественных ссылок могла обеспечить вхождение хотя бы на первую страницу, то теперь можно надеяться только на сам сайт. Социальные сигналы, поведение пользователей, их активность — всё это влияет на ранжирование ресурса, и поэтому будет применяться еще активнее.
Не исключено появление новой волны дорвеев. Отсутствие ссылок больше не является помехой, социальные сигналы продаются огромными партиями, домены с возрастом реализуются в кратчайшие сроки — что еще нужно? Облагородив дорвей достойным интерфейсом, который не даст пользователю быстро уйти и заставит совершить несколько переходов внутри сайта, можно будет войти на первую страницу выдачи.
Оптимизация не умрет. Да, ссылки теперь не нужны, но существуют и другие факторы, над которыми могут поработать оптимизаторы. Качественные тексты, юзабилити, SMM — этим занимались и раньше, поэтому переучиваться не придется.
В случае успеха, Яндекс продолжит распространение бессылочного ранжирования на остальной территории России. Другим вебмастерам стоит присмотреться за работой их московских коллег и пересмотреть используемые методики уже сейчас. Наличие готовой альтернативной стратегии продвижения к моменту отключения ссылочного фактора даст серьезное преимущество перед другими игроками рынка.
Заключение
Говорить о закате бирж ссылок и «черного» SEO еще рано — Google, Yahoo и другие компании не планируют игнорировать ссылочный фактор. Но биржи рунета получили серьезный удар, и долгое время будут оправляться от него.
SEO не умрет — в индексе поисковиков находится более миллиона сайтов на каждую тематику, и каждый из них должен быть на своём месте. Продвижение в Яндексе станет немного сложнее и, возможно, дороже, но останется актуальным.
«Черное» SEO видоизменится — вместо ссылок начнут продавать социальные сигналы и накрутку поведенческих факторов. Остается надеяться, что Яндекс найдет способ противостоять им столь же эффективно, как и накрутке ссылочной массы.
Яндекс не убил SEO — он дал ему второе дыхание, необходимое после многолетней стагнации на ссылочных факторах ранжирования.