Пользовательские факторы
— Здравствуйте, Сергей. Чтобы наши читатели сразу поняли, о чем речь, приведите, пожалуйста, по возможности краткую классификацию пользовательских факторов, которые учитывает Яндекс.
— Пользовательских факторов явно не один и не два. Это целый набор факторов, которые, на наш взгляд, можно условно разделить на следующие группы:
1) Посещаемость сайта/страницы, куда может входить информация о переходах на сайт с внешних источников (в том числе отдельно по различным типам источников — поисковые системы, закладки, тайп-ин и т.п.), переходах внутри сайта и переходах с сайта на другие сайты.
2) Кликабельность сайта/страницы по данному запросу в результатах поиска
3) Поведение пользователей на сайте — глубина просмотров и длительность сессии, действия пользователя на сайте (клики, добавление в закладки и др.) — их количество, время между ними и т.п.
По нашим наблюдениям, некоторые пользовательские факторы могут быть запросозависимыми, т.е. учитывать только ту аудиторию, которая пришла на сайт из поисковых систем по данному запросу.
— О пользовательских факторах в рунете заговорили относительно недавно, ближе к концу 2010 года, можно ли сказать, что в этом Яндекс пошел по стопам Google, давно ли о таких факторах известно в буржунете?
— Еще в 2006 году на конференции SIGIR корпорация Microsoft предоставила доклад «Improving Web Search Ranking by Incorporating User Behavior Information», где рассматривались некоторые поведенческие факторы. А через два года на той же конференции Microsoft представила так называемый BrowseRank — аналог PageRank’а, в котором учитывается не само наличие ссылок, а статистика переходов по ним. Что касается Google, то в 2007 году в его корпоративном блоге появилась статься «Why does Google remember information about searches?», в которой упоминалось, что информация о кликабельности результатов поиска может улучшать ранжирование, а в сентябре 2009 года Google получил патент «Rank-adjusted content items».
— Можно ли выделить какой-то один, наиболее весомый фактор среди поведенческих?
— Полагаю, среди наиболее весомых поведенческих факторов несомненно находится кликабельность ссылки на документ в результатах поиска.
— Согласны ли вы, что влияние поведенческих факторов уже сейчас перевешивает влияние ссылочных (как утверждал на ряде отраслевых мероприятий Александр Садовский)?
— Отвечу так — некоторые поведенческие факторы очень сильны.
— Считаете ли, что биржам ссылок (а значит и агрегаторам, аналогичным WebEffector) в обозримом будущем придется сворачивать свой бизнес?
— Не думаю. Ссылочные факторы все же остаются довольно весомыми и без них невозможно достичь хорошего результата.
— Как биржам придется трансформироваться, чтобы выжить?
Да, им придется идти по пути повышения качества ссылочной массы, учета тематичности, региональности, повышения срока жизни ссылок.
— Проводились ли вашей компанией эксперименты по накручиванию поведенческих факторов и насколько они оказались результативными?
— Исследования природы поведенческих факторов в Корпорации РБС ведутся постоянно, это нормальный рабочий процесс реверс-инжиниринга. Но их характер и результаты я бы не хотел пока комментировать. Извините.
Социальные сигналы
— Как известно, Google уже запустил в основную выдачу результаты из социальных сетей, Яндекс проиндексировал профили Вконтакте, а заметки и комментарии ищет (пока!) только Поиск по блогам. Кроме того, Google и Bing не скрывают, что ссылки, ведущие на сайты со страниц Facebook, передают вес, а значит, влияют на ранжирование. Не придется ли SEO-шникам получать в ближайшее время доп. специализацию – по продвижению в социальных медиа?
— Продвижение в социальных медиа и использование их как ссылочных доноров – это все-таки разные вещи. Думаю, как таковое продвижение в них еще не скоро составит конкуренцию продвижению в поисковых системах.
— Какие прогнозы относительно рунета, как скоро до наших оптимизаторов докатится персонализация поиска под социальные профили пользователей и другие прелести социального веба?
— Полагаю, персонализация поиска на уровне отдельного пользователя так и останется экспериментальной фишкой. Подавляющее большинство пользователей будет получать результаты по умолчанию.
— Вебэффектор работает не только на продвижение в Яндексе, к тому же в странах СНГ с большим русскоязычным населением весьма актуально как раз продвижение под Google, планируется ли введение каких-нибудь функций, возможностей, показателей, связанных с социальными сигналами, как вы это уже сделали для поведенческого фактора в Яндексе?
— Полагаю, то, что вы называете «социальными сигналами» еще не скоро будет влиять на результаты поиска, если вообще когда-то будет. Поэтому, каждому овощу — свое время.
— На пересечении поведенческих факторов и социальных сигналов тоже наверняка родятся какие-нибудь специфические показатели, согласны? Какие, например, приходят вам на ум в первую очередь? И как поисковики смогут их отслеживать, уж не в кооперации ли с социалками?
— Не хочу гадать на кофейной гуще. Появятся — подумаем. Пока особой активности поисковых машин в этом направлении не наблюдается. Да и в социальных сетях достаточно мусора, тащить который в ранжирование, думаю, поисковики не очень-то стремятся.
— Google накануне заявил, что каждый пользователь сможет блокировать в своей выдаче одним кликом все страницы с домена, если сайт показался им неинтересным (теперь это доступно не только пользователям Chrome). Каковы ваши прогнозы относительно этой инициативы Google? Чем это грозит SEO-отрасли?
— Ничем не грозит. Думаю, этой возможностью будет пользоваться исчезающе малое число пользователей.
— Еще в 2007 году вы участвовали в круглом столе на Ашмановской конференции, где обсуждалась тема «комплексного интернет-маркетинга». Можно ли сказать, что предложение этой услуги 3-4 года назад было лишь попыткой завлечь клиентов красивым словосочетанием, которое только сейчас становится осязаемым, обретая конкретные цели, задачи и инструменты?
— На мой взгляд, осязаемости как-раз-таки прибавилось не сильно. Посмотрите, реальный комплекс услуг сейчас может предоставить только Корпорация РБС и еще несколько крупных компаний. Качественная услуга комплексного интернет-маркетинга — вещь весьма сложная и не дешевая, и клиентов, готовых за нее платить пока еще откровенно мало. Мало по сравнению с общим количеством клиентов, стремящихся к продвижению своих сайтов. Большинство просто декларируют это — объединяют пару-тройку бывших ранее самостоятельными услуг в одном предложении, и называют комплексным интернет-маркетингом — ерунда это полная.
Вопросы задавала Анастасия Гутникова, SEOpro.ru